Свежие комментарии

  • Генадий
    В ноябре 1991 года на территории Белгородской области мне лично удалось наблюдать, в вечернее время в период с 19 до ...Зачем пришельцы воруют у землян почву
  • Michail Teterin
    Несколько лет назад  про квантовый двигатель Леонтьева была статья. С тех пор пока мало что изменилось. А ведь это на...Квантовый двигатель Леонова существует, в отличие от «бозона Хиггса»
  • M T
    Если Н-1 и Энергия были так хороши, то отчего их не восстанавливают с учетом новых технологий, материалов и компьютер...Н-1. Советская царь-ракета

Н-1. Советская царь-ракета

Космическая гонка XX века – время чудесных свершений в совершенно обыденных целях. Кто быстрей запустит космонавта в космос, кто быстрей освоится там, в околоземном вакуумном пространстве. Кто быстрей достигнет поверхности Луны и затопчет её своими сапогами. С юношеским задором и максимализмом две империи наперегонки строили ракеты, у кого лучше получится.

Очередным гигантом промышленного времени и жертвой этой гонки стала советская ракета-носитель сверхтяжёлого класса «Н-1». Её даже назвали царь-ракетой, а работа над ней привела к многим полезным нововведениям, как новые методы сварки, установка бортовой вычислительной машины, решётчатых крыльев, системы аварийного спасения космонавтов и многое другое.

Королёв начал работу над лунной ракетой ещё до первого и единственного полёта Гагарина на орбиту. А в 1962-ом уже были готовы первые контуры и чертежи Н-1. Изначально проект был заточен под выведение «заводской» станции на орбиту, чтобы выстроить в космическом пространстве межпланетный корабль. Но позже СССР сменил межпланетное направление на лунное. Когда США уже были вовсю заняты им. Поэтому к работе в новом ключе пришлось экстренно перестраиваться, да ещё поспешать за соперником. Что сказалось на качестве. Не могло не сказаться.

Новая ракета-носитель готовилась наспех. Двигатели в итоге пришлось ставить не самые лучшие, а какие успевали сделать. По плану это были кислородно-водородные ЖРД, но советские КБ оказались готовы только к кислородно-керосиновому НК-15. Нет, на отдельных стендовых испытаниях НК-15 был прекрасен, хоть и не такой мощности, как изначально рассчитывал Королёв. Но в ближайшем будущем это сыграло печальную роль.

Во время первого испытательного пуска 21 февраля 1969 года 30 двигателей, расположенных по окружности, сработали, как часы, вызвав серьёзную вибрацию, электрические помехи и вращая ракету по кругу. В результате колебаний случился разрыв линии подачи окислителя, а 25 секундами позже и разрыв топливопровода. Возгорание привело к замыканию, все системы отключились, и ракета на высоте 12 км взорвалась.

Второй пуск состоялся через полгода, 3 июля. И закончился ещё плачевней первого. На высоте 200 метров у ракеты начали отключаться двигатели. Пока она не рухнула плашмя на стартовый стол, вызвав самый крупный взрыв в истории космонавтики. Площадка, а с ней и соседняя, были разбиты.

Учтя многие моменты, ракету запустили только через два года модернизации. Но и 3-ий пуск провалился. Н-1 взлетела, начав вращаться вокруг своей продольной оси во время наклона. Это вызвало неуправляемый крен, и ракета, превысив допустимый угол и наклоняясь перпендикулярно направлению полёта, начала разрушаться прямо в воздухе. Н-1 на месте падения образовала воронку от взрыва диаметром в 45 и глубиной в 15 метров.

 

Третий пуск и снова неудача. С полным разрушением ракеты-носителя. На которую уходили огромные средства и ресурсы. А за ним и последний, четвёртый пуск, который оказался частично успешным, если можно так сказать.

Дело в том, что ракета почти отработала топливо на высоте в 40 км, и оставались считанные секунды до отделения первой ступени. Но в этот момент взорвался насос окислителя для 4-го двигателя. Ступень и другие двигатели оказались повреждены, начался пожар. Если верить конструкторам, ракета могла бы долететь до Луны даже с досрочным отделением первой ступени, энергоресурсов хватало. Однако, для системы управления не предусмотрели такой поворот.

И снова испытания провалились. А за ними последовали новые переделки, перерасчёты и доработки. Как ракеты, так и лунного модуля. Уже после 1975 года планировалось запустить пилотируемую экспедицию на лунную поверхность. Н-1 со своей тяжёлой судьбой становилась с каждым разом всё лучше, вынося тяжёлые испытания.

Казалось бы, ещё немного, и СССР будет иметь своего человека на Луне. Было уже потрачено около 5-6 млрд $ (4 млрд советских рублей) на эту программу. Но новый глава всей советской космонавтики, Валентин Глушко, сказал твёрдое «нет» ракете-носителю Н-1, перечеркнув задумку Королёва. У него были свои амбициозные планы. К которым он готовился с 60-ых годов и ради которых отказался от участия в лунной гонке. Наступало время гонки многоразовых космических челноков. Советскому «Бурану» предстояло одолеть американский «Шаттл».

Источник ➝

Картина дня

))}
Loading...
наверх